На главную На главную Карта сайта Карта сайта English English
Контакты Контакты    Написать нам Написать нам


Электронный адрес

Пароль

Поиск:
ГОРОДА КЫРГЫЗСТАНА
        Бишкек           Веб портал
        Ош                         Веб сайт
        Балыкчы             Веб сайт
        Баткен
        Жалалабат
        Исфана
        Кант
        Карабалта           Веб сайт
        Каракол
        Кара-Куль
        Кара-Суу
        Кербен
        Кызыл-Кыя
        Кочкор-Ата
        Кок-Жангак
        Майлуу-Суу
        Нарын
        Ноокат
        Сулюкта
        Талас
        Ташкумыр
        Токмок
        Узген
        Чолпон-Ата
        Шопоков
        пгт.Шамалды-Сай
ПОДПИСКА

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Мы изменили структуру и дизайн нашего портала. Как вы считаете?
Мне нравится
Однозначто стало лучше
Неплохой вариант
Нужно ещё доработать кое что
Мне не нравится

Посмотреть результат >>>
Обсудить вопрос на форуме >>>
ПАРТНЁРСКИЕ САЙТЫ
Ассоциация городов КР - Аналитика
Аналитика


22.05.2006

А.Е.Илларионов

Роль власти в разработке и реализации
стратегии развития муниципалитета
(тезисы выступления)

В современных рыночных условиях РФ, не смотря на кажущиеся масштабы, механизмы формирования стратегии властными структурами на региональном и муниципальном уровне задействованы крайне слабо. Эту общую проблему можно разложить на ряд составляющих:

- теоретические положения по разработке стратегий развития отстают от современных институциональных основ управления муниципальными образованиями (МО);

- нет четких проработок определения органами местного самоуправления основных параметров и показателей, влияющих на стратегическое развитие муниципального образования;

- не выделяются и не обобщаются факторы взаимодействия власти с местным сообществом и бизнесом и их влияние на стратегическое планирование в МО;

- не определено концептуальное содержание стратегий развития большинства муниципальных образований;

- не разработана действенная оценка эффективности стратегического управления на стадии разработки стратегии и принятия властью стратегических решений.

Вопросы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в современных условиях носят разрозненный и дискуссионный характер. Публикации по данной проблеме имеют порой взаимоисключающие точки зрения. Это касается, прежде всего, проблем эффективного механизма формирования стратегий развития муниципальных образований, как сложных социальных систем. Но исследования по этой теме в России особенно необходимы в связи с новым этапом реформы местного самоуправления, который требует именно стратегического подхода для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Важнейшая задача сегодня - определить методы вовлечения властью основных субъектов целеполагания в процесс формирования стратегии развития муниципального образования. Но есть и еще одна не менее важная задача - выработать методику оценки эффективности механизма формирования стратегии.

Начатое в России с 1995 года формирование новых территориальных социально-экономических целостностей под названием «муниципальные образования», население которых получило право на местное самоуправление, обусловило формирование и развитие качественно новых управленческих структур муниципалитетов.

Муниципальное управление нами рассматривается как профессиональная деятельность по упорядочению процессов функционирования и развития муниципального образования. Эта деятельность основана на принципе самоуправления и направлена на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных действующим законодательством.

Субъектом и объектом муниципального управления выступает сложная система, социальная организация под названием «местное сообщество» (или «муниципальное сообщество»). Главная цель местного сообщества – обеспечивать свои корпоративные интересы, создавать и улучшать условия жизни населения, прежде всего, за счет муниципального хозяйства. Регулирование деятельности муниципального хозяйства в интересах муниципального образования и его жителей и осуществляют, прежде всего, органы местного самоуправления. Этим интересом муниципального образования является его устойчивое социально - экономическое развитие.

Принимаемые в последние годы на государственном уровне попытки укрепить местное самоуправление в Российской Федерации сводится, по большому счету, к ясной и конкретной цели, совпадающей с целями муниципального образования: заменить существующую в местных сообществах и их органах управления философию выживания на философию развития за счет совокупности местных, региональных и государственных факторов.

Развитие любой организации характеризует процесс возникновения ее нового качественного состояния, которое выступает как изменение состава или структуры организации. Развитию организаций соответствуют как унифицированные законы, принципы, фазы и циклы, так и индивидуальные характеристики, способы и факторы внутреннего и внешнего роста.

Исходя из этого, можно сказать, что социально-экономическое развитие муниципальных образований как сложных социальных систем – регулируемый процесс, характеризующийся конкретными целями и задачами, критериями оценки и их показателями, а также формами и методами работы органов местного самоуправления.

Как и для любой организации, работающей на рынке, создание условий для эффективной деятельности и обеспечения устойчивости и непрерывности развития – одна из основных проблем муниципального образования. Эта задача муниципальными образованиями решаются по-разному. Но в основе ее решения лежит работа по созданию, реализации и поддержанию конкурентных преимуществ, что требует развития муниципального маркетинга. При этом органам муниципального управления важно понять, правильно оценить и вовремя использовать свои конкурентные преимущества. А это можно осуществить именно на основе стратегического подхода к управлению.

В настоящее время отсутствует единое определение самого понятия стратегического управления, как в России, так и за рубежом. Из множества формулировок стратегического управления можно выделить общее: стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии организации в масштабе реального времени. Оно решает следующие основные задачи:

- преодоление (или предотвращение) кризисного состояния;

- занятие (или сохранение) лидирующего положения среди других организаций;

- создание условий устойчивого и долгосрочного развития с учетом (или на основе) внешних и внутренних возможностей.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение стратегического управления муниципальным образованием: это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе.

При этом цели и задачи текущего управления муниципальным образованием служат основой, исходной точкой для этой работы. Задача стратегического управления в том, чтобы текущее управление уже на начальном этапе «работало» на стратегические цели. Но с другой стороны, стратегия сама должна стимулировать местное сообщество на успешное решение текущих проблем и задач. То есть, главный смысл стратегического управления в том, чтобы сформировать такой механизм разработки стратегии и такую стратегию развития, с помощью которых власть «повела» бы людей за собой.

Наиболее значимые внутренние параметры развития муниципального образования сосредоточены на линиях взаимодействия «власть – бизнес – сообщество» и определяются уровнем этого взаимодействия. В качестве примера - подтверждения этого тезиса можно отметить, что главные срезы внутренней среды - организационные, производственные, маркетинговые, финансовые и т. д., определяются состоянием названного партнерств.

Рис. 1 Схема взаимодействия «власть – бизнес – сообщество»

Для характеристики социального партнерства «власть – бизнес – сообщество» применима теория стейкхолдеров. Партнерство рассматривается как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов каждой из трех частей которого будет определять траекторию развития муниципального образования. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и сообщества способствует развитию не только муниципального образования в целом, но и каждой составляющей этого партнерства. Эти партнеры не могут выступать на равных, в рамках данного исследования приоритет отдается власти муниципального образования, т. к. именно от нее исходит стратегическое управление. В зависимости от обстоятельств установление приоритетов относительно различных групп стейкхолдеров позволяет определить, какое им следует уделять внимание во время разработки стратегии, то есть определяется их роль и место в механизме формирования стратегии развития муниципального образования.

Формирование стратегии развития муниципального образования предполагает выработку философии развития муниципального образования – видение, миссию и его стратегические цели, то есть, по сути, стратегический выбор муниципального образования.

Философия развития муниципального образования – основа концепции стратегии его развития. Между категориями «концепция» и «стратегия» прослеживается сложная взаимосвязь части и целого, концепция – это стратегический вектор развития, который детализируется и наполняется в стратегии - документе конкретным содержанием, планами, программами, мероприятиями практических действий органов местного самоуправления и других структур и составляющих субъектов муниципального образования.

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации и подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом.

Эффективность механизма разработки стратегии определяется по различным критериям, параметрам и индикаторам оценки в соответствии с логической схемой оценки, являющейся составной частью стратегического управления муниципальных образований.

Таким образом, механизм формирования стратегии развития муниципального образования включает в себя весь процесс разработки и принятия стратегии, организуемый именно властью:

- формирование рабочих органов по разработке,

- принятие нормативно-правовой базы,

- формирование концепции,

- формирование и конкретизация содержания стратегии,

- организация обсуждения проекта стратегии,

- предварительная оценка социально-экономической эффективности проводимой работы и разрабатываемой стратегии,

- порядок принятия и доведения документа до исполнителей.

Аналогичным образом можно проследить и подтвердить, что реализация стратегии развития муниципального образования также определяется и решается властью с привлечением стейкхолдеров.





Все материалы ...

Наверх

Увеличить изображение
  Ассоциация городов КР награждена совместным дипломом ООН-ХАБИТАТ и Всемирной организации "Объединенные города и местные власти"
  Международная программа "Информационная сеть местных органов власти - LOGIN"
www.logincee.org Материалы ЛОГИН

О проекте ЛОГИН ( русс., кырг.)
Законодательство
Библиотека
  Децентрализация в Кыргызской Республике
21.04.2008  Сравнительная таблица по проекту Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации»

17.03.2008  Указ Президента Кыргызской Респулики о проведении пилотного проекта по передаче органам местного самоуправления функций администрирования местных налогов и сборов, общегосударственных налогов,полностью поступающих в местные бюджеты от 1 августа 2007 года

Все материалы ...
  Аналитика
29.04.2008  Б. Асанакунов, "Местное самоуправление в Кыргызстане через призму Европейской Хартии местного самоуправления".

03.04.2008  Л.Павлович, "Местная власть: кому она всласть?"

28.03.2008  Б. Асанакунов, "Местное самоуправление: опыт Японии"

Все материалы ...
  Муниципальные финансы и межбюджетные отношения
29.03.2008  А.О.Кожошев, К.Б.Шадыбеков, "Основы местного самоуправления Кыргызской Республики. Словарь терминов"

04.10.2007  Аналитическая записка по формированию местного бюджета в новых условиях межбюджетных отношений

Все материалы ...
  Муниципальная собственность и городское хозяйство
25.11.2007  «Существующие проблемы отрасли ЖКХ и предлагаемые Ассоциацией городов КР меры по их решению»

04.05.2007  Замечания и предложения Ассоциации городов КР на проект Закона КР «Об обращении с муниципальными отходами на городских и иных территориях Кыргызской Республики»

Все материалы ...
  Проекты нормативных правовых актов
17.04.2008  Проект Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации"

18.01.2008  Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Законы «Об основных принципах бюджетного права» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления»"

Все материалы ...
  Консультации
09.03.2007  Какой порядок предоставления и выдачи бюджетной ссуды айыл окмотам?

09.03.2007  Правомочны ли айыл окмоту создавать внебюджетные фонды?

09.03.2007  Предусмотрено ли в Республиканском бюджете на 2007 год финансирование на горячее питание ученикам 1-4 классов сельских общеобразовательных школ?

Все материалы ...


На главную  :: Контакты  :: Руководители городов  :: On-line консультации
2006-2008 (c) Copyright. Разработано ESMO Art Дизайнер-разработчик Храмков А.А.
Фонд Евразия
Фонд «Сорос-Кыргызстан»
The United Nations Development Programme
Открытый Кыргызстан
Local Government and Public Service Reform Initiative
Институт стратегического развития муниципальных образований «Малые города»
УРБАН ИНСТИТУТ
United Cities and Local Governments
портал государственных услуг
Агентство развития и инвестирования сообществ
Законодательство Кыргызской Республики
Сайт Госсанэпидемнадзора