- Законы КР
- Распоряжения Правительства КР
- Постановления Правительства КР
- Местные НПА
- Распоряжения Президента КР
г.Бишкек, Дом Правительства от 4 июля 2007 года УП N 333
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О концептуальных подходах к реорганизации
системы административно-территориального
устройства в Кыргызской Республике
Необходимость ускорения темпов развития страны, повышения жизненного уровня населения требуют от государства проведения комплекса мер по кардинальному улучшению качества территориального управления, придания деятельности государственных органов и органов местного самоуправления социальной направленности.
Сегодня на первое место выдвигаются задачи овладения государственными и муниципальными служащими новых управленческих технологий, исключения из практики деятельности органов государственного управления элементов дублирования, не соответствующих реалиям рыночной экономики и демократических преобразований.
Одним из приоритетных направлений реформирования основ государственного управления выдвигается реформа системы административно-территориального устройства с оптимальным сочетанием роли централизованного государственного управления и децентрализованного местного самоуправления.
Одновременно данная реформа предполагает взвешенный подход, обеспечение преемственности власти, недопущение ослабления управляемости территориями и потери функций при реорганизации структур управления. Следует также учесть, что нынешние административные границы регионов исторически сложились десятки лет назад, основаны на идентичности традиций и уклада жизни местных сообществ.
Исходя из этого, принимая во внимание предложения комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики, а также руководствуясь статьей 42 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:
1. Принять предложения комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики о поэтапном проведении реформы системы административно-территориального устройства с 2007 по 2011 годы.
2. Считать целесообразным проведение реформы административно-территориального устройства Кыргызской Республики в три этапа:
- I этап - 2007-2008 годы - административная реформа на областном уровне, заключающаяся в сокращении количества областных структур государственных органов путем перераспределения задач и функций, разграничения государственных и муниципальных услуг, отделения функций политики от функций хозяйствования;
- II этап - 2009-2010 годы - административная реформа посредством укрупнения административно-территориальных единиц на основе объединения отдельных районов и территорий отдельных аильных кенешей с учетом соблюдения принципов экономического районирования и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан;
- III этап - 2010-2011 годы - совершенствование административно-территориального устройства Кыргызской Республики с переходом от четырехуровневой системы управления к трехуровневой на основе перераспределения задач и функций.
3. В рамках проведения I этапа реформы считать целесообразным и определить следующие основные задачи и функции в деятельности глав государственных администраций - губернаторов областей:
- контроль за реализацией государственной политики и координация деятельности органов управления на территории области;
- контроль за исполнением законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики, за реализацией национальных и государственных программ на территории области;
- координация и контроль за деятельностью правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности на подведомственной территории, а также по охране государственных границ;
- привлечение инвестиций в экономику области, разработка и реализация инвестиционных программ, развитие международного и межрегионального сотрудничества;
- контроль за соблюдением стандартов оказания государственных и муниципальных услуг гражданам;
- защита прав граждан, работа с жалобами и обращениями населения.
4. Установить, что главы государственных администраций - губернаторы областей являются главными государственными должностными лицами на территории областей, а главы государственных администраций - акимы районов - на территории районов, координирующими деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления по реализации государственной политики.
Главы государственных администраций - губернаторы областей несут персональную ответственность за социально-экономическое развитие подведомственной территории перед Президентом Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики, а главы государственных администраций - акимы районов - и перед главами государственных администраций - губернаторами областей.
5. Установить, что на уровне областей упраздняются территориальные подразделения государственных органов государственного управления, за исключением следующих органов:
а) в министерствах:
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
Министерство юстиции Кыргызской Республики;
Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
б) в государственных комитетах:
Государственный комитет Кыргызской Республики по миграции и занятости;
Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики;
Государственный таможенный комитет Кыргызской Республики;
в) в административных ведомствах:
Финансовая полиция при Правительстве Кыргызской Республики;
г) в других государственных органах:
судебные органы Кыргызской Республики;
органы прокуратуры Кыргызской Республики;
Национальный банк Кыргызской Республики;
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
6. Поручить главам государственных администраций - губернаторам областей на основе уточнения задач и функций системы управления областного уровня в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по структуре и штатам аппаратов областных государственных администраций в соответствии с требованиями настоящего Указа.
7. Правительству Кыргызской Республики в установленном порядке:
- в двухмесячный срок подготовить и утвердить перечень упраздняемых с 15 сентября 2007 года территориальных подразделений государственных органов на уровне областей Кыргызской Республики, а также схемы управления и положения государственных органов в соответствии с пунктом 5 настоящего Указа;
- проработать и внести на рассмотрение Президенту Кыргызской Республики проект Указа о повышении с 1 января 2008 года заработной платы государственным служащим, в первую очередь областного и районного звеньев, исходя из экономии финансовых средств, полученной в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов;
- разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекты законодательных актов, вытекающих из настоящего Указа, в том числе проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике";
- произвести расчеты проекта Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2008 год" с учетом трехуровневой системы межбюджетных отношений, а также предусмотреть создание резервных фондов глав государственных администраций - губернаторов областей;
- совместно с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и местными государственными администрациями рассмотреть и утвердить своим решением перераспределение функций упраздняемых территориальных подразделений государственных органов;
- совместно с главами государственных администраций - губернаторами областей:
решить вопрос трудоустройства высвобождаемых работников в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов в соответствии с законодательством, в случае необходимости организовать их переобучение для работы в других отраслях;
организовать обучение работников областной государственной администрации новым задачам и функциям в соответствии с пунктом 3 настоящего Указа;
организовать прием-передачу зданий, служебного автотранспорта и иного имущества, высвобождаемого в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов областного уровня, и обеспечить сохранность данного имущества;
- привести свои решения в соответствие с настоящим Указом.
8. Главам государственных администраций - губернаторам областей на основе предложений глав государственных администраций - акимов районов с учетом мнения мэров городов областного значения, глав местного самоуправления аилов, поселков, городов, а также мэрам городов Бишкек и Ош внести предложения в Правительство Кыргызской Республики о повышении заработной платы муниципальным служащим с 1 января 2008 года с учетом экономии финансовых средств, полученной в результате проведенных преобразований.
9. В двухмесячный срок мэрам городов Бишкек, Ош на основе функционального анализа внести в Правительство Кыргызской Республики предложения о совершенствовании системы управления в данных городах.
10. Комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики продолжить работу по выработке мер по реализации II и III этапов административно-территориальной реформы и внести до 1 января 2009 года предложения по дальнейшему совершенствованию административно-территориального устройства Кыргызской Республики.
11. Признать утратившими силу указы Президента Кыргызской Республики "О полномочном представителе Президента Кыргызской Республики по южному региону Кыргызской Республики" от 23 мая 2006 года N 273, "Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Кыргызской Республики по южному региону Кыргызской Республики" от 12 июня 2006 года N 312.
12. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики.
13. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент Кыргызской Республики К.Бакиев
Комментарий к Указу Президента Кыргызской Республики
«О концептуальных подходах к реорганизации системы административно-территориального устройства в Кыргызской Республике»
Нынешняя система территориального управления республики характеризуется громоздкостью, неэффективностью, что проявляется в наличии дублирующих звеньев, особенно на областном и районном уровнях, отсутствии четкого разграничения компетенции каждого уровня управления, преобладании командных функций, где каждое вышестоящее звено занимается в большей степени контролем нижестоящих, нежели выполнением возложенных на данный орган функций.
В числе приоритетных направлений реформы выдвигается реформа системы административно-территориального устройства с оптимальным сочетанием роли централизованного государственного управления и децентрализованного местного самоуправления.
Вместе с тем реформа предполагает взвешенный подход, обеспечение преемственности власти, недопущение ослабления управляемости территориями, потери задач и функций при реорганизации структур управления. Следует также учесть, что нынешние административные границы регионов исторически сложились десятки лет назад, основаны на идентичности традиций и укладов жизни местных сообществ. Нельзя также забывать и о том, что реформа затронет судьбу нескольких тысяч государственных служащих областного звена, одновременно следует реализовать программу социальной адаптации этих работников. В этих целях необходимо предусмотреть выделение средств из государственного бюджета для переобучения высвобождаемых государственных служащих и выплаты им компенсации.
Исходя из этого, а также принимая во внимание предложения Комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики, предлагается поэтапное проведение реформы системы территориального управления с 2007 по 2011 годы.
I этап – 2007 - 2008 годы – административная реформа на областном уровне, заключающаяся в сокращении количества областных структур управления путем перегруппировки задач и функций, разграничения государственных и муниципальных услуг, отделения функций политики от функций хозяйствования.
II этап – 2009 - 2010 годы – укрупнение административно-территориальных единиц на основе объединения отдельных районов и территорий отдельных аильных кенешей с учетом соблюдения принципов экономического районирования и доступности государственных услуг для граждан.
III этап – 2010 - 2011 годы – реорганизация уровней управления с переходом от 4-уровневой системы управления - к 3-уровневой на основе перераспределения задач и функций.
Указа определяет данные этапы, а также меры по проведению первого этапа реформы – реорганизации структуры управления на областном уровне.
С этой целью Указ определяет следующие основные задачи и функции, осуществляемые на уровне областей Кыргызской Республики:
- контрольно-надзорные функции - контроль за реализацией государственной политики, исполнением законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики, за реализацией национальных и государственных программ на территории области;
- координация деятельности органов управления на территории области;
- обеспечение правопорядка и безопасности на подведомственной территории, а также охрана государственных границ – для приграничных областей;
- координация деятельности по развитию экономики путем привлечения инвестиций. Учитывая отсутствие бюджета области, губернаторы не будут заниматься разработкой и реализацией программ социально-экономического развития областей. За ними предлагается закрепить функции по разработке программ привлечения в экономику на территории области иностранных и внутренних инвестиций. Для этого аппарат облгосадминистрации будет заниматься мониторингом экономических процессов на территориях, выявлением потребностей и ресурсов и на основе этого разрабатывать совместно с районными государственными администрациями и органами местного самоуправления карту потребностей в инвестициях, инвестиционные программы и планы.
Важным аспектом деятельности губернаторов будут являться функции по поиску потенциальных инвесторов, переговоры с ними, осуществление надзора за созданием на территории условий для вовлечения денежных и материальных средств в местную экономику;
- контроль за соблюдением стандартов оказания государственных услуг гражданам. Это предполагает надзор за соблюдением социальных стандартов получения гражданами услуг во всех сферах жизнедеятельности, включая выдачу пенсий и пособий в плановые сроки, организацию образования, вопросы культуры и т.д. и т.п.
В случае обнаружения нарушений губернатор вправе будет давать органу, нарушающему социальные стандарты, предписание об устранении недостатков. А при злостных нарушениях и уклонениях руководителей данных государственных структур принимать меры вплоть до их освобождении от должности. В случае проверок органов местного самоуправления – при уклонении муниципальных должностных лиц от устранения нарушений также губернатор вправе будет ставить вопрос об их наказании или освобождении от должности в установленном Законом порядке;
- защита прав граждан, работа с жалобами и обращениями населения.
Исходя из этого, на первом этапе на уровне области сохраняются областная государственная администрация и ограниченное количество других структур управления, преимущественно силового блока, а также структуры управления, которые не имеются на районном уровне.
Если сегодня на областном уровне функционирует от 42 до 75 структур управления, то предлагается сохранить лишь 10 – 15 структур. В то же время с учетом перегруппировки задач и функций незначительно будет увеличена штатная численность государственных администраций областей с 45 - 50 человек до 60 – 70 человек.
Количество областей на данном этапе преобразований сохранится в существующем количестве – 7.
Помимо оптимизации задач и функций в системе территориального управления, ликвидации дублирующих функций, будет достигнут существенный экономический эффект.
Сэкономленные средства можно будет использовать для повышения заработной платы государственных служащих, в первую очередь, областного и районного звеньев, а также муниципальных служащих, создания условий для стимулирования их труда.
Функции и структуру управления районных органов власти предлагается сохранить в нынешнем виде. В то же время с целью обеспечения функций районных государственных администраций по разработке и реализации социально-экономических программ дается поручение Правительству Кыргызской Республики разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2008 год» с учетом трехуровневой системы межбюджетных отношений.
На уровне областей предлагается не создавать бюджет территории, но сохранить резервные фонды губернаторов.
Аннотация
|